Страница для команды РИО

Команда "РИО", Кемеровская обл., г. Новокузнецк.
Мы ассоциируем себя со свободными птицами, которые летают выше всех, и всегда их ждет успех.

Наш девиз
Мы талантливы, умны,
Также творчески важны!
Мы летаем выше всех,
И всегда нас ждёт успех!

Наша эмблема

Список членов команды


Координатор команды:
Кущикова Елена Анатольевна, учитель математики МБ НОУ "Гимназия №62".
Николенко Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБ НОУ "Гимназия №62".

Правила работы в команде

Умение слышать и слушать.
Объективно оценивать свою работу.
Уважать мнение всех членов команды.
Не быть пассивным.
Высказывать свое мнение открыто и доказательно.
Не перебивать, внимательно слушать собеседника.
Действовать сообща.
Своевременно и качественно выполнять задания.
Не пропускать собрание команды.
Всегда помогать членам команды.

Цель работы в проекте

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование умений анализировать, интерпретировать художественный текст и использовать опыт общения с классикой русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, овладение метапредметными умениями и навыками. Выполнение заданий проекта поможет формированию качеств, необходимых человеку XXI века: коммуникативных умений; творчества, наблюдательности, любознательности;  умения работать с информацией и медиасредствами; межличностного взаимодействия и сотрудничества.

Пожелания другим участникам проекта

Уважаемые участники сетевого проекта!
Желаем вам креативности, сплоченности, успехов.


Первый этап


Второй этап


Эссе "Образ дома, семьи в жизни А.С.Пушкина"
        В жизни дворянского ребенка дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь», - писал Юрий Михайлович Лотман.
Для  С. Т. Аксакова разлука ребенка с родным домом – трагедия.
Жизнь героя автобиографической книги «Детские годы Багрова внука» вне дома казалась ему невозможной.
Трогательны страницы в автобиографической повести «Детство» Л.Н. Толстого, которые посвящены родному дому, матери.
Что же дом, семья в жизни А. С. Пушкина?
Пушкин родился в Москве в семье отставного майора, чиновника Московского  комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал). Кроме Александра у Пушкиных были дети старшая дочь Ольга и младший сын Лев.
 Семья принадлежала к образованнейшей  части московского общества. Дядя Пушкина Василий Львович Пушкин был известным поэтом, в доме бывали московские литераторы. Еще ребенком Пушкин увидел Карамзина, тогдашнего главу  молодой русской литературы, слушал разговоры на литературные темы.
Воспитанию детей, которому, как пишет Ю. М. Лотман, родители не придавали большого значения. Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь прекрасное знание французского языка, а в отцовской библиотеке пристрастился к чтению (тоже на французском языке).
Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье. Его брат Лев писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».
Бабушка писала о своём внуке следующее: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины».
Знаем, что взрослым Пушкин неизменно вспоминал только Лицей: «Отечество нам Царское Село».
 Дом он не вспоминал. Детство он вычеркнул из своей жизни. И при этом он не был лишен родственных чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверженно им помогал. Да и к родителям он проявлял больше внимания, чем они к нему.
Домом стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт был связан юношескими воспоминаниями и годами ссылки. И под окном сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.
Понятие «дом» многогранно. У каждого оно вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив», - писал И. С. Шмелев.
Мы можем предположить, что у детей А.С. Пушкина был бы дом. Он о них заботился. В письме жене писал: «Хорошо, коли проживу я лет 25; а коли свернусь прежде десяти, так не знаю, что ты будешь делать, и что скажет Машка, а в особенности Сашка. Утешения мало им будет в том, что их папеньку схоронили как шута (т. е. в придворном мундире). Тягостные размышления о том, что в случае его внезапной смерти дети останутся без средств, все чаще мелькали в его письмах к жене.
После дуэли  с Дантесом, А.С. Пушкин, узнав, что надежды на выздоровление нет, пишет записку царю с просьбой позаботиться о его семье (жене и четырех детях), на которую получил следующий ответ:
«Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улицы, край, страна, планета.
Иванов Кирилл

Ответ на проблемный вопрос "Как вы понимаете высказывание" Погиб поэт - невольник чести?"
Передо мной строчка из стихотворения М. Ю. Лермонтова, ставшего откликом на весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин, в его расцвете сил. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». 
Почему Александр Сергеевич Пушкин «невольник чести»?
Назвав поэта «невольником чести», автор затем говорит о другой «неволе» – жизни поэта в «душном свете»:
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
            Так постепенно открывается читателю внутренний облик поэта – человека гениального, обладающего чувством собственного достоинства, тонкого, ранимого, одинокого, готового защищать свою честь. 
Одновременно здесь намечается и образ светского мира, который не способен оценить и сберечь гения, который предстает перед нами как злая, жестокая гонителей толпа:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Как известно, честь - это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором - поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести.
Пушкин считал себя по праву принадлежащим светскому миру, который он не идеализировал, видя и его пошлость и скрытый приличием разврат и холопство, но в котором он встречал и очаги утонченной культуры. Однако Пушкин оставался в свете белой вороной, как пишет Ю.М. Лотман, он был независим и неловок.
Вглядываясь в поведения Пушкина последних месяцев жизни, мы обнаруживаем на первый взгляд противоречие: поступки его кажутся продиктованными вспышками страстей, порой не обдуманными и неуравновешенными, с другой стороны, нельзя не обнаружить обдуманную стратегию Пушкинского поведения.
       Посторонние наблюдатели видели Пушкина на надоевших ему балах, где он, по собственному выражению, был «обязан дремать да жрать мороженое», в литературных беседах, раздражавших его тупостью собеседников, в денежных заботах или в жару литературных столкновений. Но никто не видал его, когда он сидел, по его собственным словам, один «между четырех стен» или ходил по лесам, и никто не мешал ему «думать, думать до того, что голова закружится». А между тем именно здесь развертывалась его подлинная жизнь. А беда подбиралась к Пушкину со всех сторон, но решительный, последний удар ему нанесли именно здесь. В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.
        Существует два распространенных взгляда на трагедию Пушкина. Согласно первому, Пушкин — жертва. Загнанный, затравленный, измученный, он был погублен мощными силами социального зла — противниками, которым одинокий поэт мог противопоставить только гибель. С этим взглядом связан и второй — «Пушкин искал смерти». Оба мнения имеют основания, как пишут пушкиноведы. Силы, готовившие исподволь гибель поэта, действительно были грозными. Согласно второму, в таких мнениях кроется глубокая неправда: Пушкин не дал сделать из себя игрушку в чужих руках, жертву сплетен, прихотей и чужих расчетов. Он вырвал инициативу из рук своих гонителей и повел игру по собственному плану. Быть жертвой было не в его нраве. Пушкин умирал не побежденным, а победителем.
       Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Дворянин Пушкин, выходя на поединок, защищал и свою репутацию, репутацию своей жены, репутацию семьи. Он чувствовал себя защитником идеи независимости. Пушкин ставил рядом «независимость и честь». Для него в понятие «честь» входило все: и независимость дворянина, и способность оказаться на стороне невинно оскорбленного, и верность своему долгу вне зависимости от выгоды, и личное бесстрашие в защите своих правил и представлений.
Взяв к роману «Капитанская дочка» эпиграф «Береги честь смолоду», А. С. Пушкин выражает свое жизненное кредо. Писатель опускает ее бытовую первую часть «Береги платье снову», что придает оставшейся фразе еще более универсальный характер, возводя ее в абсолютный нравственный принцип жизни для людей. «Береги честь смолоду» - значит оставайся человеком в любых условиях, в какие бы не поставила тебя судьба.
Путь Петра Гринева - главного героя  «Капитанской дочки» - это путь укрепления в нем чувств личностного достоинства и человечности,  чести и благородства. Гринев родился в небогатой дворянской семье, где чтут русские христианские традиции и офицерскую честь. С первых страниц повести этот герой представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, честным. Когда отец отправляет его служить, то дает наказ: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся  и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Хотя Гринёву было всего 17 лет, он хорошо запомнил слова отца и не отходил от его завета ни на шаг.
Например, когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на возмущение Савельича, он вернул долг, так как это было делом чести.
А в Белогорской крепости Гринёв познакомился с Алексеем Швабриным, который был дворянином и имел хорошее образование, но был очень корыстным, злопамятным и неблагородным человеком, лишенном представления о чести и достоинстве. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу, только потому, что она не ответила ему взаимностью, тем самым оскорбив Гринева тоже. Гринёв же как благородный и добрый человек сразу же заступился за неё и вызвал Швабрина на дуэль, хотя осознавал, что дуэли запрещены.
С момента штурма крепости перед Гриневым стоит нравственный выбор: жить или умереть, забыть о чести и достоинстве или погибнуть, как капитан Миронов и другие офицеры крепости. Чувство долга оказывается сильнее страха смерти. Пугачева поразили смелость и прямодушие молодого человека. Искренность и прямота, верность долгу, бесстрашие всегда вызывают уважение.
Честь для Петра Гринева можно разделить на две части. Во-первых,  это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине. Во-вторых, долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть честь для Гринева - это долг.
Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».
Когда перед Петром Андреевичем встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу императрице и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, Гринев выбирает последнее. Только добрая воля Пугачева спасает его от виселицы.
Гриневу, арестованному по доносу,  грозила смертная казнь, но он решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, его могли оправдать. Гринев же не раскрыл имени любимой девушки, чтобы не обесчестить её. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с  государыней и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Благодаря этому Гринева освободили от каторги.
Итак, Петр Гринев идет дорогой чести, непростым путем, полным ошибок, разочарований, борьбы с несправедливостью мира и собственными слабостями. Но тот, кто идет этой дорогой, знает, что впереди его ждет главная награда – самоуважение, любовь близких и, главное, собственная чистая совесть.
Для Гринёва честь человека так же важна, как и офицерская честь. В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что в обществе честь не пустое слово, а в него вложено большое значение.
Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей культур многих народов категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека. Человек  чести никогда не поступит неправильно, на такого человека всегда можно положиться и даже доверить свою жизнь. И, по моему мнению, каждый человек должен  стремиться жить и поступать с честью. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать.
 «Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь
— и моей жизни придет конец», - писал У. Шекспир.
Рожкова Виктория, Иванов Кирилл, биографы.

Третий этап

Ментальная карта

История некоторых фамилий и имен
в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Имена собственные, как и технические термины, составляют в системе лексики особую подсистему, в которой законы языка преломляются специфически, подобно лучу света при переходе из одной среды в другую. В ней возникают такие свои закономерности, которых нет в языке вне сферы имен собственных. Став фамилией (или иным именем собственным — личным именем, географическим названием и т. п.), слово начинает жить собственной, независимой от слова-предка жизнью, может и полностью утратить с ним связь. Поэтому нелегко бывает раскрыть этимологию фамилии, т. е. выяснить ее происхождение, найти то слово, от которого она произошла, понять способы и средства, какими она образована. Те свойства, которые делают фамилию ценным научным источником, как раз и создают немалые трудности для ее изучения. Фамилия не возникала из ничего. Раз есть Берсенев, Каманин, Охрютин, значит, существовали слова берсень, каманя, охрюта, но они давно исчезли, оставив единственный след — фамилию. Но как бывает трудно по полустертому следу найти его источник! Поэт С. Михалков в стихотворении «Смешная фамилия»  об этом говорит так:

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!

Изучает фамилии особая наука — антропонимика, ведению которой подлежат и другие виды собственных имен людей — индивидуальные, отчества, прозвища, клички, псевдонимы и проч. Вместе с антропонимами все имена собственные (топонимы, т. е. географические названия, этнонимы — названия народов, космонимы — названия космических объектов, зоонимы — клички животных и др.) с изучающими их отраслями науки составляют ономастику.
Изучение фамилий продуктивно лишь при единстве языкознания, истории, этнографии. Этимология, не опирающаяся на этиологию, т. е. на сами условия, определяющие возникновение фамилии, лишена базы. В свою очередь, этиология без этимологии, вооруженной доказательствами исторической фонетики, исторического словообразования, исторической лексики,— ничто.
Теперь фамилиями у нас занимаются очень многие, но за количественным ростом не поспевает качество. Хуже всего дело обстоит с разработкой теоретических проблем ономастики. Мы не претендуем на исследование. Мы лишь изучили некоторые материалы.
Фамилия Гринев происходит от имени предка-основателя родовой фамилии – Гриня, что является уменьшительной производной формой мужского церковного имени Григорий.
Имя Григорий происходит от древнегреческого языка и означает «бодрствующий, не спящий». У имени множество святых покровителей, из которых наиболее известным является Григорий Богослов, живший в IV веке и являвшийся Константинопольским патриархом. За возвышенные проповеди о Боге, Святой Троице был назван Богословом. Сохранилось несколько его трудов, в которых он проповедовал христианство обличал ереси и давал советы. День святого Георгия Богослова отмечается 7 и 12 февраля. Патрономический суффикс «-ев»,  находящийся в составе фамилии, является великорусской фамилиеобразующей  частицей и указывает нам на окончательное происхождение фамилии в России не ранее XVI века.

Основой фамилии Миронов послужило церковное имя Мирон. Фамилия Миронов образована от древнегреческого имени Мирон, что означает «миро». Имя Мирон в русском языке кое-где стало нарицательным. Так, в пермских говорах мироном называли незаконнорожденного. Однако версия происхождения фамилии от имени представляется более правдоподобной. Покровителем имени Мирон считался священномученик Мирон Кизический. Известно, что во время правления императора Декия святого подвергли жестоким мучениям, за то, что он обличал идолопоклонство. Согласно преданию, его бросили в печь, но огонь пожег мучителей, а мученик остался невредимым. После этого из тела мученика стали резать ремни и, наконец, отдали на съедение зверям, но звери не тронули Мирона. Тогда святого мученика отвели в город Кизик и там усекли мечом. На Руси же верили, что если дать ребенку имя святого или великомученика, то жизнь его будет светлой, хорошей или нетрудной, потому что существует незримая связь между именем и судьбой человека. Мирон, со временем получил фамилию Миронов.
Наследственное имя Мироновых образовалось в качестве отчества от мужского канонического имени Мирон. Данное имя пришло в православные святцы из Древней Греции и в переводе на русский язык оно означает «благоухающий». Значение имени Мирон напрямую связано с названием церковного масла миро - такое благовоние содержит большое количество ароматических веществ и освящается специальным церковным чином в Великий Четверг на литургии.
Самое первое упоминания фамилии Миронов, что удалось пока найти в открытых источниках, датировано 21 марта 1571 года.
Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах». «...В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, – Кирелка умер, а дети безвесно сбежали от царевых податей, запустили 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, – Петер осеротил и безвесно сбежали от царевых податей; запустил 79-го дворишко распалось. В той же деревне пол лук пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустил 79-го, двор опричные сожгли. В той же деревне лук  пуст Ларюка Миронова, – Ларюка опричные замучили, живот  ограбели, двор сожгли, запустил 78-го.»
Личное именование Мирон в старину являлось довольно популярным среди представителей всех сословных групп. К примеру, в русских письменных источниках упоминаются: заонежский помещик Мирон Развозов (1627 год), ярославский писец Мирон Хлопов (1627 год), белоцерковский казак Мирон Поправка (1654 год), священник Мирон Турчинович (1681 год).
Родовое имя Мироновых относится к числу фамилий, возникших от полной формы имени предка. Подобные фамильные именования имела социальная верхушка, знать или семья, пользовавшаяся в родном поселении большим авторитетом. Представителей такого семейного рода соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других семей, называвшихся, как правило, уменьшительными именами либо производными прозвищами.
Считалось, что при образовании фамилии от крестильного именования предка заступничество святых распространяется на весь род. Следовательно, обладателей родового именования Мироновых оберегают несколько небесных покровителей: священномученик Мирон Ржепик, пресвитер Мирон Кизический, мученик Мирон Критский, а также некоторые другие.
В то же время существует предположение, что исследуемая фамилия входит в число «географических» семейных прозвищ, данных предкам в связи с местом их рождения, жительства или национальностью. По этой версии, прозвание Миронов закрепилось за жителем поселения Мироново. Одноименные населенные пункты, к примеру, расположены в Себежском районе Псковской области, Чунском районе Иркутской области, Кишертском районе Пермского края.
Вместе с тем, Мироновым могли прозвать и выходца из деревни Мироны Ильинского района Пермского края либо жителя украинского города Мироновка (Киевская область), получившего свое название от хутора казака Мирона Зеленого.
Фамильное прозвание Мироновых встречается в архивных документах с конца XVII века. Так, например, в Дополнениях к Актам историческим значится полуполковник Борис Миронов сын Батурин (1684 год).
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения фамилии Миронов говорить сложно. Однако с уверенностью можно утверждать, что она имеет богатейшую историю и отражает в себе древние славянские верования и традиции именования людей.
Крепостной архитектор графа  А. Миронов  принимал участие в создании Московской  Усадьбы Кусково.
Селения Симбирского уезда. Список помещиков Симбирcкаго уезда 1648 - 1903 гг.: Миронова, Екатерина Яковлевна, кр-нка, (д. Козловка). Миронов Антон Семенов, кр-нин, (д. Козловка). Миронов Прокофиий Иванов, кр-нин, (д. Козловка). Мироновы, Антон, и Екатерина, кр-не, (с. Покровская Копышовка).
В Адрес-календарях Москвы и Санк-Петербурга XIX-XX веков чаще всего по фамилии Миронов встречаются купцы разных гильдий.
Депутаты Государственной думы Российской империи. Миронов Василий Савельевич (1869—?) депутат ГД I созыва, Миронов Иван Ефимович (1881—1920) депутат ГД II созыва.


Имя Андрей в пер. с греческого - мужественный, храбрый. Петр в переводе с греческого - скала, утес, каменная глыба.
Пушкин, конечно же, не случайно назвал главного героя «Капитанской дочки» Петром Гринёвым. Имя это происходит от древнегреческого слова петра, означающего утес, каменная глыба, камень. Фамилия главного героя происходит от имени Гриша, Гриня, Григорий. Имя Григорий в переводе с древнегреческого означает бодрствующий, не спящий.
Так писатель подчёркивает стойкость и мужество Петра Гринёва, твёрдость его характера. Совсем ещё юный, он ведёт себя достойно перед лицом опасности, до конца остаётся верен присяге и не страшится отправиться в стан врага, чтобы вызволить из лап Швабрина любимую девушку, не дремлет, когда от него зависят судьбы других людей.
Вместе с тем в производном от Григорий имени Гриня, от которого, собственно, и образована фамилия Гринёв, чувствуется что-то домашнее, ласковое, позволяющее судить не только о твёрдости характера героя и о его постоянной готовности бороться с врагами своей страны, прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, но и об отношении к нему окружающих людей: родителей, Савельича, капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны, Маши и даже Пугачёва.

Как воспитание влияет на становление личности?

Семья играет важную, решающую роль в становлении личности. Именно в семье человек начинает делать свои первые шаги навстречу познанию мира. На родителях лежит большая ответственность за формирование  личности: взглядов на жизнь, нравственных ценностей. Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания ребёнка. Важно, чтобы родители проявили теплоту и любовь по отношению к своим детям. 
            Семья - это то место, где закладываются основы личности. И целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребёнка. Ребёнок проектирует отношение в семье на свою личность. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребёнка велика.

Основные принципы воспитания в семье
Родители  уважают и поддерживают друг друга. (Ведь семейный климат играет решающую роль).
Родители создают благоприятную семейную атмосферу: ребёнок чувствует, что он любим.
Родители -  воспитатели трудолюбия у детей: привлекают ребёнка к домашним делам, приучая его доводить начатую работу до конца.
Общение - суть жизни человека. Родители доставляют детям радость общения.
Родители своими поступками воспитывают честность, ответственность, благородство, милосердие. 


Как же воспитание в семье повлияло
на становление личности П. Гринева и А. Швабрина?


Роман «Капитанская дочка» имеет линейную композицию. В 1 главе читаем о детских и юношеских годах Гринева, о жизни в отцовской усадьбе. И получаем представление о воспитании Петра и его влиянии на становление личности.
Эпиграфом к названной главе А. С. Пушкин взял слова поэта Княжнина
- Был бы он завтра ж
капитан.
- Того не надобно: пусть в армии
послужит.
- Изрядно сказано! Пускай его
потужит…
…….
Да кто его отец?
В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало «людей старого века», и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; «добрый малый», но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
Домашнее воспитание ограничилось умением судить «о свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях его царила с невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге».
Гринев научился непредвзято судить о людях – безотносительно к их общественному положению. Он перенял от отца некоторые крепостнические замашки, но вместе с тем прямоту и честность.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, чувствительность. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время,  и они имели влияние на его личность.
Это мы наблюдаем уже во второй главе.
Вторая глава – отъезд Петра Андреевича из отцовского дома, дорога к месту службы. Много лет спустя он вспоминает  промахи и увлечения. Он строго осуждает свое поведение в симбирском трактире, где он держал себя, «как мальчишка, вырвавшийся на волю».  Ему не было в то время и семнадцати лет. Встреча с Зуриным - первый дебют его самостоятельности: проигрыш и попойка. В симбирском трактире сказались три хорошие основные черты характера Гринева: его уменье жить своим умом, его доброта и его благородство. Проиграв значительную для себя сумму Зурину, Гринев немедленно расплачивается с ним и с негодованием отвергает предложение Савельича ускользнуть как-нибудь от денежного расчета. Когда Савельич отказывается выдать сто рублей, Гринев решительно и круто обрывает его и раз навсегда определяет свои отношения к дядьке, как отношения господина к слуге. Он делает это не без внутренней борьбы, так как  искренно любит Савельича. «Я подумал, говорит Гринев: что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уже впоследствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки». Гринев сознает, что поступил в Симбирске дурно: «выехал из него с беспокойною совестью» и «безмолвным раскаянием». Он чувствует себя виноватым перед Савельичем и, после некоторого колебания, просит у него прощения. Путь Петра Гринева – во многом путь к себе, к осознанию понятия «чести» как основного критерия достоинства дворянина. Как уже сказали, это и при встрече с Иваном Зуриным, это проявилось в стремлении защитить Машу от Швабрина, от неправосудия.
О Швабрине узнаем лишь  что оказался он в Белогорской  крепости за дуэль, о его внешности «молодой офицер не- высокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». «Чрезвычайно живым лицом» - можно предположить о его уме, а  его образованность отмечает Петр Гринев. Автор умалчивает о  воспитании Швабрина. Зная о его дворянском происхождении, мы можем лишь предполагать, что около него не оказалось человека, столь преданного долгу, чести, как Андрей Петрович Гринев. Швабрин своими поступками проявил себя антиподом Гриневу, то есть оказался бесчестным человеком и офицером. Нарушил присягу, перейдя к врагу императрицы, проявлял эгоизм, требуя от Марьи Ивановны, чтобы она вышла за него замуж поневоле. 
Роман «Капитанская дочка» имеет линейную композицию. В 1 главе читаем о детских и юношеских годах Гринева, о жизни в отцовской усадьбе. И получаем представление о воспитании Петра и его влиянии на становление личности.
Эпиграфом к названной главе А. С. Пушкин взял слова поэта Княжнина
- Был бы он завтра ж
капитан.
- Того не надобно: пусть в армии
послужит.
- Изрядно сказано! Пускай его
потужит…
…….
Да кто его отец?
В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало «людей старого века», и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; «добрый малый», но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
Домашнее воспитание ограничилось умением судить «о свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях его царила с невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге».
Гринев научился непредвзято судить о людях – безотносительно к их общественному положению. Он перенял от отца некоторые крепостнические замашки, но вместе с тем прямоту и честность.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, чувствительность. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время,  и они имели влияние на его личность.
Это мы наблюдаем уже во второй главе.
Вторая глава – отъезд Петра Андреевича из отцовского дома, дорога к месту службы. Много лет спустя он вспоминает  промахи и увлечения. Он строго осуждает свое поведение в симбирском трактире, где он держал себя, «как мальчишка, вырвавшийся на волю».  Ему не было в то время и семнадцати лет. Встреча с Зуриным - первый дебют его самостоятельности: проигрыш и попойка. В симбирском трактире сказались три хорошие основные черты характера Гринева: его уменье жить своим умом, его доброта и его благородство. Проиграв значительную для себя сумму Зурину, Гринев немедленно расплачивается с ним и с негодованием отвергает предложение Савельича ускользнуть как-нибудь от денежного расчета. Когда Савельич отказывается выдать сто рублей, Гринев решительно и круто обрывает его и раз навсегда определяет свои отношения к дядьке, как отношения господина к слуге. Он делает это не без внутренней борьбы, так как  искренно любит Савельича. «Я подумал, говорит Гринев: что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уже впоследствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки». Гринев сознает, что поступил в Симбирске дурно: «выехал из него с беспокойною совестью» и «безмолвным раскаянием». Он чувствует себя виноватым перед Савельичем и, после некоторого колебания, просит у него прощения. Путь Петра Гринева – во многом путь к себе, к осознанию понятия «чести» как основного критерия достоинства дворянина. Как уже сказали, это и при встрече с Иваном Зуриным, это проявилось в стремлении защитить Машу от Швабрина, от неправосудия.
О Швабрине узнаем лишь  что оказался он в Белогорской  крепости за дуэль, о его внешности «молодой офицер не- высокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». «Чрезвычайно живым лицом» - можно предположить о его уме, а  его образованность отмечает Петр Гринев. Автор умалчивает о  воспитании Швабрина. Зная о его дворянском происхождении, мы можем лишь предполагать, что около него не оказалось человека, столь преданного долгу, чести, как Андрей Петрович Гринев. Швабрин своими поступками проявил себя антиподом Гриневу, то есть оказался бесчестным человеком и офицером. Нарушил присягу, перейдя к врагу императрицы, проявлял эгоизм, требуя от Марьи Ивановны, чтобы она вышла за него замуж поневоле. 
Роман «Капитанская дочка» имеет линейную композицию. В 1 главе читаем о детских и юношеских годах Гринева, о жизни в отцовской усадьбе. И получаем представление о воспитании Петра и его влиянии на становление личности.
Эпиграфом к названной главе А. С. Пушкин взял слова поэта Княжнина
- Был бы он завтра ж
капитан.
- Того не надобно: пусть в армии
послужит.
- Изрядно сказано! Пускай его
потужит…
…….
Да кто его отец?
В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало «людей старого века», и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; «добрый малый», но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
Домашнее воспитание ограничилось умением судить «о свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях его царила с невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге».
Гринев научился непредвзято судить о людях – безотносительно к их общественному положению. Он перенял от отца некоторые крепостнические замашки, но вместе с тем прямоту и честность.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, чувствительность. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время,  и они имели влияние на его личность.
Это мы наблюдаем уже во второй главе.
Вторая глава – отъезд Петра Андреевича из отцовского дома, дорога к месту службы. Много лет спустя он вспоминает  промахи и увлечения. Он строго осуждает свое поведение в симбирском трактире, где он держал себя, «как мальчишка, вырвавшийся на волю».  Ему не было в то время и семнадцати лет. Встреча с Зуриным - первый дебют его самостоятельности: проигрыш и попойка. В симбирском трактире сказались три хорошие основные черты характера Гринева: его уменье жить своим умом, его доброта и его благородство. Проиграв значительную для себя сумму Зурину, Гринев немедленно расплачивается с ним и с негодованием отвергает предложение Савельича ускользнуть как-нибудь от денежного расчета. Когда Савельич отказывается выдать сто рублей, Гринев решительно и круто обрывает его и раз навсегда определяет свои отношения к дядьке, как отношения господина к слуге. Он делает это не без внутренней борьбы, так как  искренно любит Савельича. «Я подумал, говорит Гринев: что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уже впоследствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки». Гринев сознает, что поступил в Симбирске дурно: «выехал из него с беспокойною совестью» и «безмолвным раскаянием». Он чувствует себя виноватым перед Савельичем и, после некоторого колебания, просит у него прощения. Путь Петра Гринева – во многом путь к себе, к осознанию понятия «чести» как основного критерия достоинства дворянина. Как уже сказали, это и при встрече с Иваном Зуриным, это проявилось в стремлении защитить Машу от Швабрина, от неправосудия.
О Швабрине узнаем лишь  что оказался он в Белогорской  крепости за дуэль, о его внешности «молодой офицер не- высокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». «Чрезвычайно живым лицом» - можно предположить о его уме, а  его образованность отмечает Петр Гринев. Автор умалчивает о  воспитании Швабрина. Зная о его дворянском происхождении, мы можем лишь предполагать, что около него не оказалось человека, столь преданного долгу, чести, как Андрей Петрович Гринев. Швабрин своими поступками проявил себя антиподом Гриневу, то есть оказался бесчестным человеком и офицером. Нарушил присягу, перейдя к врагу императрицы, проявлял эгоизм, требуя от Марьи Ивановны, чтобы она вышла за него замуж поневоле. 
Роман «Капитанская дочка» имеет линейную композицию. В 1 главе читаем о детских и юношеских годах Гринева, о жизни в отцовской усадьбе. И получаем представление о воспитании Петра и его влиянии на становление личности.
Эпиграфом к названной главе А. С. Пушкин взял слова поэта Княжнина
- Был бы он завтра ж
капитан.
- Того не надобно: пусть в армии
послужит.
- Изрядно сказано! Пускай его
потужит…
…….
Да кто его отец?
В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к карьеристам и светским повесам, искреннее радушие, которое отличало «людей старого века», и замашки крепостника.
Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; «добрый малый», но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение Петруши в детские годы.
Домашнее воспитание ограничилось умением судить «о свойствах борзого кобеля», кое-как читать по-французски и драться на шпагах. В нравственных понятиях его царила с невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге».
Гринев научился непредвзято судить о людях – безотносительно к их общественному положению. Он перенял от отца некоторые крепостнические замашки, но вместе с тем прямоту и честность.
Доброта матери, простота и патриархальность быта Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость, чувствительность. Самые разнородные влияния пришлось испытать Петруше в это время,  и они имели влияние на его личность.
Это мы наблюдаем уже во второй главе.
Вторая глава – отъезд Петра Андреевича из отцовского дома, дорога к месту службы. Много лет спустя он вспоминает  промахи и увлечения. Он строго осуждает свое поведение в симбирском трактире, где он держал себя, «как мальчишка, вырвавшийся на волю».  Ему не было в то время и семнадцати лет. Встреча с Зуриным - первый дебют его самостоятельности: проигрыш и попойка. В симбирском трактире сказались три хорошие основные черты характера Гринева: его уменье жить своим умом, его доброта и его благородство. Проиграв значительную для себя сумму Зурину, Гринев немедленно расплачивается с ним и с негодованием отвергает предложение Савельича ускользнуть как-нибудь от денежного расчета. Когда Савельич отказывается выдать сто рублей, Гринев решительно и круто обрывает его и раз навсегда определяет свои отношения к дядьке, как отношения господина к слуге. Он делает это не без внутренней борьбы, так как  искренно любит Савельича. «Я подумал, говорит Гринев: что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уже впоследствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки». Гринев сознает, что поступил в Симбирске дурно: «выехал из него с беспокойною совестью» и «безмолвным раскаянием». Он чувствует себя виноватым перед Савельичем и, после некоторого колебания, просит у него прощения. Путь Петра Гринева – во многом путь к себе, к осознанию понятия «чести» как основного критерия достоинства дворянина. Как уже сказали, это и при встрече с Иваном Зуриным, это проявилось в стремлении защитить Машу от Швабрина, от неправосудия.
О Швабрине узнаем лишь  что оказался он в Белогорской  крепости за дуэль, о его внешности «молодой офицер не- высокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». «Чрезвычайно живым лицом» - можно предположить о его уме, а  его образованность отмечает Петр Гринев. Автор умалчивает о  воспитании Швабрина. Зная о его дворянском происхождении, мы можем лишь предполагать, что около него не оказалось человека, столь преданного долгу, чести, как Андрей Петрович Гринев. Швабрин своими поступками проявил себя антиподом Гриневу, то есть оказался бесчестным человеком и офицером. Нарушил присягу, перейдя к врагу императрицы, проявлял эгоизм, требуя от Марьи Ивановны, чтобы она вышла за него замуж поневоле.

3 комментария: